DogeMiner - Mine and Earn free Dogecoin

Биткойн: культура и ценность

Зачем нужны биткойны, если ими нельзя похвастаться? Невозможно покрасоваться цепочкой или часами с биткойнами. И на стену биткойны не повесишь. Из-за высокой степени делимости и конвертируемости биткойны не могут стать достойным предметом коллекционирования. Невозможно собрать полную коллекцию биткойнов или удивить людей историей об особой роли биткойна в истории человечества или о том, чем одни биткойны отличаются от других.

Эти ограничения — единственная причина, по которой биткойны являются уникальным средством хранения.

Зачастую мы думаем, что золото имеет высокую ценность, потому что люди ценят украшения из золота и произведения искусства за их красоту, за их место в истории, в творческом багаже мастера. Люди коллекционируют старые монеты, потому что считают их красивыми и удивительными, ими движет человеческий инстинкт собирать редкие и значащие вещи.

Именно эстетические, исторические и культурные свойства, а также редкость и человеческое стремление к коллекционированию наделяют эти вещи ценностью. Однако у биткойнов нет этих свойств. Биткойны не поддерживаются правительством или центральными банками, которые могут создавать спрос, как они делают это с обычными деньгами. Биткойны также не приносят дохода, как это происходит с акциями.

Откуда же у биткойнов ценность, если у них нет всех этих свойств, за ними не стоят учреждения и они не приносят дохода? Неужели это просто огромный пузырь, который когда-нибудь неизбежно лопнет?

Во-первых, в этой статье я утверждаю, во многом соглашаясь с теорией денежных пузырей Молдбага, что хотя Биткойн и является большим спекулятивным пузырем, но этот пузырь устойчив.

Во-вторых, в противовес устоявшемуся мнению, я утверждаю, что большая часть ценности всех предметов, о которых я упоминал выше — золота, изысканных вин, произведений искусства и так далее — тоже пузырь.

Единственная особенность биткойнов заключается в том, что они являются уникальным примером механизма пузыря. Этот механизм объясняет большую часть ценности произведений искусства, изысканных вин и золота, но все эти предметы имеют и некую потребительскую ценность. Ценность биткойнов обусловлена только пузырем. На тех же принципах основаны и другие криптовалюты, например, Ethereum.Биткойн, культура и ценность

Ценность средства обмена

Один из самых распространённых ответов на вопрос, откуда Биткойн берёт свою ценность, — это возможность использовать его в качестве средства обмена. Биткойн позволяет людям перемещать ценности — ценность в виде самих биткойнов — от одного человека другому субъекту, человеку или компании быстрым, дешёвым и безопасным способом без участия третьих лиц. И что-то в этом есть, хотя транзакции Биткойна уже не такие дешёвые и быстрые, как раньше.

С другой стороны, сегодня биткойны нечасто используются именно как средство обмена. Сложно сопоставить два этих факта, а ограниченные возможности использования биткойнов лишь в качестве средства обмена не объясняют их текущей высокой ценности.

Всё меняется, когда мы начинаем рассматривать будущее Биткойна как средства обмена. Если нам удастся решить технические проблемы масштабирования Биткойна, обеспечить больше быстрых, дешёвых и безопасных транзакций, его ценность может возрасти. Потенциал светлого будущего может объяснить высокую ценность биткойнов сегодня.

В этом несомненно что-то есть, однако из этих предположений нельзя сделать однозначный вывод, что функция биткойнов в качестве средства обмена оправдывает их высокую ценность. Проблема заключается в том, что для того чтобы использовать биткойны в качестве средства обмена, они должны иметь изначальную ценность. Только благодаря своему потенциалу Биткойн смог стать чем-то ценным из ничего, смог изначально превратиться в средство обмена.

Биткойн, культура и ценность

Хотя блокчейн Биткойна не может обрабатывать большое количество транзакций (прим.ред.: ведь для этого уже разработаны и успешно внедряются сети второго уровня), на его основе можно создать быструю, дешевую и безопасную платёжную систему (или несколько систем). Транзакции такой платёжной системы не будут перемещать сами биткойны — они будут использоваться только в базовой системе взаиморасчётов.

В этом случае биткойны не будут использоваться как средство обмена для регулярных ежедневных транзакций. Благодаря технологии и средствам, созданным на основе Биткойна, будет построена платёжная система, а сами биткойны не будут часто перемещаться.

В этом случае биткойны приобретут высокую ценность, хоть на них и не будет высокого спроса как на средство обмена. Если быть точнее, то биткойны будут иметь ценность благодаря своему блокчейну, который обеспечивает безопасность созданных на нём платёжных систем, а также благодаря возможности использовать биткойны в системе взаиморасчётов.

Обратная причинно-следственная связь

Все наши попытки объяснить ценность биткойнов провалились. У биткойнов нет свойств, которые есть у таких традиционных средств хранения, как золото, подлинные произведения искусства, изысканные вина или предметы коллекционирования. А для того, чтобы использовать биткойны в качестве средства обмена или основы для взаиморасчётов в платёжной системе, они изначально должны иметь ценность.

Думаю, что причина, по которой мы не можем объяснить источник ценности биткойнов, заключается в обратной причинно-следственной связи, которую мы создаем, когда думаем о золоте, произведениях искусства, изысканных винах, предметах коллекционирования и биткойнах как о средстве хранения.

Конечно, золото блестящее и прочное, а произведения искусства красивы и значительны, старые монеты связывают нас с историей всего человечества и так далее. Но золото имеет ценность не из-за того, что оно используется в украшениях, наоборот — украшения делают из золота, потому что оно уже имеет ценность. Золотые украшения позволяют покрасоваться перед другими или, как утверждает Дрейк, даже перед самими собой.

Биткойн, культура и ценность

Главная причина, по которой Биткойн имеет ценность сегодня, заключается в том, что люди верят в его рост в будущем.

Роль культуры

Говоря о таких традиционных средствах хранения, как золото, произведения искусства и изысканные вина, мы обычно создаём обратную причинно-следственную связь. Процесс её создания погружён, завуалирован и усложнен социальными, культурными, эстетическими, гносеологическими нормами, ценностями и традициями, которые всегда сопровождают, объясняют и, казалось бы, оправдывают ценность какого-либо объекта.

Например, вероятность того, что картина, нарисованная пятилетней девочкой, будет стоить $100 млн, крайне мала. Такая картина не будет обладать эстетическими и историческими свойствами, способными вдохновлять людей и трогать их за душу. Искусствоведы не будут включать её в каталоги, писать статьи и книги об этой картине, музеи не выставят её на выставках, а историки искусства даже не попытаются поместить это произведение в (его) исторический контекст.

В то же время, хорошая копия Рембрандта может обладать многими качествами оригинала, но она никогда не будет продана больше чем за несколько сотен долларов, потому что у неё нет исторических свойств оригинала, она не обладает той же исключительностью. Всё это превращает копию в безнадёжного кандидата на удовлетворение нашего стремления к коллекционированию. Вино из супермаркета на вкус может быть так же прекрасно, как и Cheval Blanc 1947-го года, но у него не будет истории и исключительности, тех лирических описаний, которыми специалисты пытаются выразить предполагаемые подлинные свойства этого вина.

Важность спекулятивного фактора

Возможно, изначальная ценность таких предметов и объясняется их внутренними качествами, но именно с помощью спекулятивного механизма они приобретают значительную часть своей ценности на рынке. Люди ценят эти предметы, потому что считают, что в контексте культурных, социальных, эстетических норм, ценностей и традиций другие люди будут ценить эти предметы и в будущем. Так эти предметы и сохраняют (и зачастую увеличивают) свою ценность, а люди тем временем могут продавать или показывать их, капитализируя эту ценность. Именно спекулятивный механизм наделяет эти предметы более высокой ценностью, чем это делают их потребительские свойства.

Возьмём такой пример. Представьте, какой эффект на стоимость подлинных произведений искусства произвёл бы закон, согласно которому, после смерти следующего обладателя произведение искусства должно быть уничтожено. В этом случае текущий и следующий обладатель получат прямую пользу от изделия (кроме понимания того, что они не оставят своим потомкам такого наследства), но ценность предмета как средства хранения будет утрачена. Такой закон серьезно изменит механизм оценки, а цена на изделие значительно упадёт.

Или представьте, что вам не разрешено показывать произведения искусства или украшения другим людям или нельзя даже говорить о том, что они у вас есть. Вы можете спокойно покупать произведения искусства и украшения на анонимных рынках и наслаждаться ими в одиночестве дома, но показывать их никому нельзя. Такой закон также ломает упомянутый выше механизм оценки и провоцирует серьёзное падение цены.

Несмотря на то, что богатый культурный контекст, в котором находятся такие средства хранения, как золото, произведения искусства, изысканное вино, — это важнейшее условие для придания ценности этим предметам, основное свойство средства хранения — спекулятивное. Сейчас эти предметы имеют ценность, потому что люди верят в её будущее. Но спекулятивный механизм становится всё более туманным и запутанным благодаря сложным социальным, культурным, эстетическим, гносеологическим нормам, ценностям и традициям, которые, видимо, и объясняют и оправдывают ценность предметов.

Рационализация ценности

Конечно, специалисты поют дифирамбы непревзойдённым качествам Cheval Blanc 1947 года или невероятному звуку скрипки Страдивари, но в действительности балом правят проекция и рационализация.

Люди проецируют высокую рыночную стоимость этих предметов на сами предметы благодаря их предполагаемым исключительным эстетическим качествам. А всё потому, что нам нужны хорошие истории, причины для объяснения или, скорее, рационализации высокой ценности этих предметов, большая часть которой в действительности обусловлена спекуляцией.

Именно поэтому результаты исследований и слепых тестов, когда специалистам не удаётся отличить дорогие вина высокого качества от других вин или скрипку Страдивари от других скрипок, почти не сказываются на ценах на эти предметы.

Биткойн, культура и ценность

В этих серьезных и разумных экспериментах есть один недостаток. Люди хотят верить в истории и описание предположительно исключительных качеств, которые объясняют высокую ценность предметов, даже если существуют эмпирические доказательства того, что эти описания и объяснения неверны. Скрипка Страдивари не звучит лучше новых высококачественных скрипок. Но если мы допустим этот факт или решим проверить его на практике, то узнаем неприятную правду, обнажим механизм спекуляции, который всё это время и являлся причиной высокой ценности таких предметов.

Действительно странно то, что именно элемент притворства, присущий подобному культурному контексту, помогает поддерживать высокую ценность этих предметов, скрывая механизм спекуляции, который на самом деле и создаёт большую её часть.

Людям приходится серьёзно и буквально воспринимать все эти истории и описания, и в то же время они не могут вести себя так, будто они действительно воспринимают их серьёзно и буквально: в этом случае их, например, можно было бы обмануть подделкой.

В этой сфере с лёгкостью поддерживается удивительно тонкий баланс серьёзности и несерьёзности. И только аутсайдеры, среди которых находятся и самые честные исследователи, время от времени безуспешно пытаются нарушить этот баланс.

Красота притворства

Несмотря на то что все вышеизложенные мысли звучат критично по отношению к такого вида деятельности и положению вещей, но в действительности эту ситуацию нельзя назвать предосудительной или неправильной. Стремление принимать, поддерживать, наслаждаться такими предметами, создавать и поддерживать нормы и ритуалы, связанные с ними, — это безобидное человеческое желание, как и стремление коллекционировать редкие и значащие вещи или то, что заставляет рациональных людей радоваться, когда «их» любимая футбольная команда выигрывает, или расстраиваться в случае её поражения. Во всём этом есть элементы притворства, это наполовину преднамеренный выбор не анализировать что-то, пока оно существует.

В то же время те, кто закрывает глаза на подобный аспект, становятся невероятно серьёзными и рациональными, когда речь заходит о кое-чём другом: когда предполагаемое вино Cheval Blanc 1947 года или скрипка Страдивари оказываются подделкой, они моментально обесцениваются. Когда речь заходит о подделке, люди начинают воспринимать ситуацию буквально и серьёзно.

Можно сделать вывод, что главный интерес для коллекционеров и спекулятивного механизма представляют редкость и оригинальность, а не очевидные превосходные эстетические качества.

Биткойн, культура и ценность

Голая ценность

В отличие от предметов, описанных выше, Биткойн обладает удивительным свойством: он существует практически вне контекста установленных культурных, социальных и эстетических норм, ценностей и традиций.

Биткойн — это чистейший пример спекулятивного механизма пузыря, который превращает его в средство хранения. Люди покупают биткойны не потому, что другие пишут книги о красоте определённого биткойна, и не для того чтобы покрасоваться биткойнами в клубе, а потому что они считают, что этот биткойн — или любой другой биткойн — станет более ценным в будущем.

Именно поэтому Биткойн доказывает, что для того чтобы стать ценным средством хранения, предмету недостаточно и не обязательно иметь (предположительно) определённые качества, которые есть у изысканных вин, произведений искусства и так далее. Ценность Биткойна обуславливается лишь спекуляцией. Это простой пузырь. Биткойну не нужно притворяться, что его ценность обусловлена его какими-то внутренними свойствами.

Следует признать, что это утверждение несколько преувеличено. В истории Биткойна были эстетические, культурные и идеологические факторы, которые, возможно, повлияли на людей, купивших биткойны. Одни восхищались красотой кода Биткойна, другие были очарованы тем, как он работает, покупали биткойны, чтобы попробовать использовать или изучить их самостоятельно. Возможно, они наделяли Биткойн ценностью, потому что считали, что он может изменить политическую сферу, или потому что им нравился гуманный аспект Биткойна, который позволяет каждому человеку напрямую участвовать в перемещении ценностей кому угодно в любую точку мира. Люди покупали биткойны с целью поддержки этих процессов, а не для своей пользы.

Для того чтобы Биткойн смог начать своё развитие, требовался более широкий мотивационный контекст, хотя спекуляция и могла играть здесь не последнюю роль. Без такого контекста чистая спекуляция о будущем Биткойна могла звучать недостаточно оптимистично для его роста.

Возможно также, что в будущем вокруг Биткойна будет создан более богатый контекст культурных, эстетических, социальных и других норм, ценностей и традиций. Возможно, кто-то найдёт способ красоваться биткойнами перед другими также эффектно, как и золотой цепочкой.

Возможно, что несмотря на присущую биткойнам взаимозаменяемость, некоторые биткойны (или их часть) станут более ценными, чем другие, из-за наличия каких-то уникальных свойств. Возможно, люди будут платить, например, пять биткойнов за транзакцию с одним биткойном из ранних блоков Сатоши. Опять же, делимость биткойна может усложнить этот процесс, ведь биткойны в блоках Сатоши могли быть разделены на миллиарды частей, навряд ли это наделяет их какой-то исключительностью. Даже если биткойны из ранних блоков могли каким-то образом стать предметом коллекционирования, это бы всё равно не объяснило ценность всех других биткойнов в обращении.

Биткойн, культура и ценность

Стабильные пузыри

Я привёл аргументы в пользу того, что средство хранения, основанное на его непотребительской ценности — это пузырь. Это механизм, благодаря которому люди наделяют предметы ценностью, ожидая, что другие продолжать ценить эти предметы в будущем. Я считаю, что непотребительская ценность составляет большую часть ценности таких активов, как золото, произведения искусства, изысканные вина и предметы коллекционирования, а в особенности — биткойнов.

Но разве пузыри не лопаются? Если Биткойн использует этот механизм в самой чистой его форме, не значит ли это, что биткойны — это просто пузырь, который может лопнуть в любой момент?

Нет. Не все пузыри лопаются. Стабильная высокая ценность обсуждаемых в этой статье предметов — золота, произведений искусства, изысканных вин, предметов коллекционирования — является доказательством того, что пузыри средств хранения могут быть устойчивыми, что они не должны быть нестабильными или не обречены на провал.

Что же касается Биткойна, то да, математически доказано, что его ценность не может продолжать расти с той же скоростью бесконечно. В мире просто недостаточно ценности, чтобы продолжать такой рост в течение десятилетий. Однако замедление роста ценности Биткойна может означать, что он перестанет быть спекулятивным активом с высоким риском, но потеря ценности не означает, что исчезнет сам актив.

Это и есть то, чем Биткойн в корне отличается от любой финансовой пирамиды. Финансовая пирамида долго не проживёт, если перестанет привлекать новых пользователей, которые бы обеспечивали доход уже существующим участникам. Биткойн хотя бы теоретически может пережить остановку роста благодаря превращению в стабильное средство хранения с низким уровнем роста.

Такая стабильность когда-нибудь сделает биткойны хорошим средством обмена. Но даже если биткойны никогда не будут широко использоваться в качестве средства обмена, они всё равно останутся самой настоящей формой средства хранения, которая когда-либо существовала, ведь биткойны имеют ценность только благодаря тому, что люди верят в её будущее.

У этого утверждения есть и обратная сторона. Если люди — по какой-либо причине — перестанут считать, что Биткойн будет иметь ценность в будущем, то ценность криптовалюты упадёт.

Пузырь Биткойна не обязан лопаться, но это может произойти.

Источник

По материалам: bitnovosti.com

Litecoin Miner - Mine and Earn free Litecoin HashFlare

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*